Сегодня, как и было обещано, речь пойдет о тех людях, от которых зависит успех Вашего питомца на выставке, его «карьера» — это эксперты.
Главное, что от экспертов зависит не только успех отдельной собаки, а и прогресс породы в целом. Именно эксперты оказывают наиболее ощутимое влияние на развитие и изменение облика каждой породы. Согласитесь, что никто не станет пускать в разведение собак, которые, по мнению экспертов на выставке, не соответствуют современным представлениям о породе. Поэтому очень важно, чтобы эксперт не только когда-то видел собаку определенной породы и знал стандарт, но и был абсолютным знатоком породы. Только в этом случае возможен прогресс породы. В важности роли эксперта я, надеюсь, Вас убедила. Теперь о том, какими бывают эксперты и что такое «хороший эксперт».
Начнем с того, что эксперт пород собак — это неофициальная профессия (по крайней мере, в нашей стране), скорее это хобби, переросшее в дело всей жизни. Эксперты пород собак могут иметь совершенно разное образование и основную профессию, но для того, чтобы официально стать экспертом, необходимо пройти специальный курс обучения, стажировки на выставках.
По уровню эксперты могут быть разного статуса — региональные, национальные (имеют право присуждения титула «Кандидат в национальные чемпионы» — САС), международные (имеют право присуждать титул «Кандидат в международные чемпионы» — CACIB). Последняя категория — наивысшая. Существуют эксперты по рабочим качествам. Экспертов условно разделяют на монопородных (по одной или группе родственных пород), всепородных — all round (которые проводят экспертизу по многим, не родственным породам). Как правило, «монопородники» наиболее почитаемы среди владельцев собак и собирают гораздо больше участников данной породы, чем «всепородники». Такие эксперты, как правило, сами являются заводчиками данной породы с многолетним стажем, владельцами известных питомников.
На монопородные выставки стараются приглашать именно «монопородников», чье мнение ценится наиболее высоко. На всепородных выставках в основном экспертизу проводят «всепородники» — учредителям такие эксперты обходятся дешевле, но качество экспертизы по различным породам у одного и того же эксперта может быть совершенно различным. Знать все породы досконально невозможно, потому и нюансы и тонкости конкретной породы могут быть не отмечены и не оценены должным образом.
Необходимо отметить, что среди «всепородников» часто встречаются эксперты с отличным «видением» практически любой породы, отличным чувством гармонии и вкуса — они часто не дают детальных описаний, но правильно расставляют собак согласно их качеству и ценности. Однако, на оценку «всепородников» гораздо большее влияние, нежели на «монопородника», может оказать подготовка собаки (груминг) и ее показ (хэндлинг), от «монопородника» скрыть какие-либо недостатки вряд ли удастся, потому и мнение его ценится выше.
Принято считать, что чем выше ранг выставки, тем компетентнее судейство — в большинстве случаев это действительно так, но не всегда. Очень важно также — из какой страны эксперт. Это обстоятельство может быть решающим в экспертизе: если качество собак данной породы в этой стране сильно отличается от представленных на экспертизу — оценки могут быть ошеломляющими. Так как представление о породе во всем мире в разных странах может сильно отличаться, то и популяции данной породы в разных странах могут сильно отличаться по типу (но при этом лучшие представители соответствуют стандарту). Почему? Как уже упоминалось раньше, стандарт — это формализованное словесное описание идеального представителя данной породы в целом и отдельно по статям. На основе прочитанного стандарта воображение каждого эксперта «рисует» идеал породы. Поскольку воображение у каждого человека сугубо индивидуально, то и идеал будет несколько отличаться. Порода не стоит на месте, она должна развиваться, соответственно ее развитию должен корректироваться и образный идеал. Стандарт — это основа на которой построена работа эксперта, дополненная его личным опытом. Эксперт не имеет права при экспертизе отступать от требований стандарта, в т.ч. требовать у собаки наличия тех качеств, которые в стандарте не требуются. Например, эксперт не имеет права требовать комплектности зубов у собаки, если она не требуется стандартом, равно как и не должен оставлять без внимания отсутствие зубов у собаки, если по стандарту требуется полный комплект. Оценка эксперта должна быть объективной, хотя это фактически невозможно — доля субъективизма всегда присутствует, ведь все мы живые люди. Чем выше профессионализм эксперта — тем объективнее его оценка. Однако, почему иногда достаточно профессиональные эксперты оценивают одних и тех же собак абсолютно по-разному? Дело в том, что, помимо упомянутых выше причин, есть еще одна — и очень весомая. Каждая стать собаки определенной породы имеет неодинаковый «вес» в общей оценке. Наиболее «весомыми» считаются стати, наиболее специфичные для породы, и те, которые на данный момент имеют основное селекционное значение. Соответственно, «маловесомыми» являются стати, не имеющие на данном этапе развития породы приоритетного селекционного значения, но они должны быть в допустимых пределах.
Поскольку в популяциях одной и той же породы разных стран приоритетное значение могут иметь разные стати, то и в оценке экспертов из этих стран одна и та же стать будет иметь различную «весомость». Самыми прогрессивными считаются эксперты из тех стран, которые являются родиной данной породы. Эти страны, как правило, являются негласными законодателями новых взглядов на породу и обладают наиболее сильным породным поголовьем.
С зоотехнической точки зрения наибольшее значение при оценке собаки должны иметь те стати, которые трудно быстро изменить селекцией и на которые в наименьшей степени можно повлиять условиями выращивания и содержания. Очень «весомыми» также должны быть стати, которые наследуются рецессивно — при массовой утрате выраженности такой стати восстановить ее в поголовье будет очень трудно. Для примера: квадратный формат во многих породах наследуется рецессивно, удлиненный — доминантно. Если в породе, для которой характерен квадратный формат, появится много победителей с растянутым форматом, то этот недостаток за несколько поколений распространится в породе и искоренить его будет очень трудно.
Подводя итог вышесказанному, «весомыми» в оценке должны быть специфические породные признаки — в первую очередь особенности строения головы, тип шерсти, общая анатомическая конституция и другие, присущие только этой породе особенности. Особенно важно это для собак нерабочих пород, так как позволяет сохранить уникальность породы и распространить и закрепить в породе выраженность специфических породных черт.
Для рабочих пород не менее важны темперамент и выраженность рабочих качеств.
Остальные стати при оценке должны быть в пределах норм, оговоренных стандартом. Известно, что собак без недостатков не бывает, но всегда ценнее то животное, у которого ярко выражены породные черты и есть один или несколько недостатков (пусть даже сильно выраженных), чем то животное, которое имеет много мелких недостатков и не имеет никаких ярко выраженных достоинств. Первая собака почти наверняка победит у опытного эксперта. Недостатки собаки часто сами бросаются в глаза, а вот найти у нее достоинства, перевешивающие эти недостатки, умеет не каждый.
Каким же должен быть «хороший» эксперт?
Настоящий профессионал, помимо опыта и знаний, должен обладать беспристрастностью. Увы, таких экспертов немного. Пожалуй, это одна из причин массовых приглашений зарубежных экспертов: не зная местных заводчиков, они оценивают экспонентов независимо от того, кому принадлежит животное. «Наши» эксперты по своему уровню порою ничуть не хуже приезжих, но именно из-за личного знакомства со многими заводчиками создается почва для кривотолков при их работе в ринге.
Помимо беспристрастности, эксперт оставляет очень хорошее сильное впечатление, если:
— он максимально детально описывает представленное животное, особенно породные специфичные черты;
— по его описаниям можно понять, почему данная собака получила ту или иную оценку или место;
— он не отдает предпочтение тому или иному окрасу в породе (часто встречается и такое) и проводит экспертизу по качеству экстерьера;
— его оценка является комплексной, учитывающей все достоинства и недостатки, а не лишь некоторые из них (в т.ч. и поведение);
— он в двух словах объясняет, почему в данный момент данная собака не может получить оценку или место выше. В таких случаях почти никогда нет недовольных владельцев — все разъяснено. Исключительно редко теперь встречаются эксперты, которые комментируют свой выбор коротко. Зрителям это очень важно, ведь за рингом стоит много и новичков, и профессионалов. При лаконизме экспертов не будет никаких догадок и кривотолков, почему так, а не иначе расставлены животные, а выходящие из ринга владельцы, питомец которых получил не ту оценку, какую им хотелось, не будет сочинять небылиц по поводу конкурентов;
— эксперт вежлив с экспонентами, не высокомерен и не заносчив, доброжелателен, если нужно, дает дельные советы, особенно новичкам;
— эксперт по окончании рингов охотно отвечает на вопросы и общается (увы, для этого часто не хватает времени).
Cреди экспертов не часто встретишь идеальных, все они живые люди со своими недостатками и причудами.
В большинстве выставочных каталогов пишется о том, что решение эксперта окончательно и не подлежит обжалованию, однако встречаются эксперты, творящие бесчинства в ринге и портящие доброе имя людей этой нелегкой профессии. Если эксперт:
— панибратски общается до ринга с кем-то из владельцев, чьи собаки должны выйти в ринг;
— настойчиво интересуется происхождением вашей собаки;
— требует от предоставленного животного наличия качеств, четко не оговоренных стандартом;
— снижает оценки за те качества, которые для данной породы являются достоинством;
— неадекватно ведет себя с животными (намеренно провоцируя агрессию и т.п.);
— грубит, хамит и оскорбляет владельца или его животное;
то в этих случаях вполне можно написать жалобу в клуб, устраивающий выставку, или обратиться в вышестоящие инстанции. Чтобы избежать подобных неприятностей, желательно заранее наводить справки о личности эксперта и технике его судейства.
Чтобы не испортить впечатление о себе и не повлиять на оценку своего любимца, и вы должны вести себя соответствующим образом:
— быть вежливыми и приветливыми;
— выполнять все требования эксперта;
— отвечать на вопросы эксперта, но не задавать вопросов ему (это можно сделать после ринга);
— не вступать в спор с экспертом;
— не рассказывать о былых заслугах собаки на других выставках. Эксперт оценивает Ваше животное здесь и сейчас;
— не выражать вовсеуслышанье свое возмущение, если Вам что-то не понравилось;
— не дергать лишний раз собаку — это привлекает к Вам внимание и нервирует животное.
Порою при недостаточной квалификации переводчика при эксперте возникают казусы не по вине эксперта, а из-за неправильного или неточного перевода. Например, «чуть широковат лоб» (по мнению эксперта) и «широкий лоб» не одно и то же. Такие моменты можно уточнить, в идеале необходимо владеть языком, на котором говорит эксперт (в большинстве случаев это английский или немецкий).
После окончания экспертизы, независимо от полученной оценки, поблагодарите эксперта за его работу, этим Вы оставите о себе и своей стране (если эксперт зарубежный) хорошее впечатление.
Никогда не отчаивайтесь, анализируйте все, сказанное экспертом в ринге (именно за это Вы платите деньги), это позволит Вам быстрее набраться опыта.
Мария Газнюк
Независимый региональный
кинологический альянс
кинологический альянс